Обновите браузер
Чтобы сайт работал корректно, обновите ваш браузер Unknown
IN ENGLISH
CfDJ8PTiFORzwZlPn-vby_QZNKMg-MWjNms3_1wjM_oH2KC8gdz_NhazTRDuGxLbJ-wt0vIME4S2p5LqpmX86ouXJwgWgnij1VkS7GB6pkNfYTBFi1nSSQJap_0F7P_lkle0K7S02co5i5CYjKHKm7DNv90
Название компании, адрес, телефон, сайт, домен, ФИО руководителя, совладельца, доверительного управляющего, ИНН, ОГРН, ОКПО, БИК
Описание поисковой системы
энциклопедия поиска

ИЛЬЯ МУНЕРМАН, директор «Интерфакс ЛАБ»

ЯРОСЛАВ СОЛДАТКИН, аналитик сервиса X-Compliance

 

Финансовые преступления – спутники кризисов. Термин «отмывание денег» возник, согласно легенде, в 20-х, когда мафия выводила в легальный оборот криминальные доходы через сеть прачечных самообслуживания, и расцвел этот бизнес во время «Великой депрессии» в США.

Главным триггером для формирования современной международной системы борьбы с финансовыми преступлениями стали события 11 сентября 2001 года, которые показали истинный масштаб денежных потоков в интересах террористов.

По следам кризиса 2008 года, который вскрыл размах злоупотреблений на финансовых рынках, G20 решила положить конец безусловной банковской тайне, ввела новые стандарты прозрачности бизнеса и начала войну против уклонения от налогов.

Нынешний, пандемический кризис 2020 года снова расширил наши представления о финансовой преступности, уверенно перешедшей в «цифру», а также о факторах, которые способны мгновенно и резко менять жизнь бизнеса.

Новые реалии требуют и мобилизации правоохранителей, и повышения уровня бдительности и «цифровой вооруженности» служб безопасности и комплаенс.

 

Первый кризис цифровой эпохи

Весна 2020 года была отмечена уникальным сочетанием кризисных факторов. Миллионы людей потеряли источники доходов и столкнулись финансовыми затруднениями. При этом у них появилась масса свободного времени (и не только для благих дел).

Возник ажиотажный спрос на некоторые товары: медицинские маски, аппараты искусственной вентиляции легких, тесты (если не упоминать туалетную бумагу и лимоны).

Миллионы сотрудников компаний работают удаленно, вынуждены осваивать новые, дистанционные инструменты для работы. Резко выросло использование интернет-магазинов и онлайн сервисов.

Наконец, люди перед лицом неизведанного нервничают и испытывают страх. Чтобы снизить возникшую неопределенность, жадно ищут важную для себя информацию (а в Интернете, как известно, можно найти объяснения событий на любой вкус).

Если говорить о компаниях, то они тоже пытаются выжить. В частности, вынуждены срочно менять цепочки поставок, чтобы восполнить потерю прежних поставщиков или найти новые рынки сбыта. Согласно майскому опросу РСПП, почти половина компаний назвали самой острой проблемой сегодня именно перебои в деятельности контрагентов и – невыполнение ими своих обязательств.

Государства по всему миру выделили триллионы долларов на помощь гражданам и спасение бизнесов. Но у властей не всегда было время и возможности для создания жестких механизмов контроля за распределением денег, что создает риски того, что эти деньги уйдут не по назначению.

Масла в огонь подливают СМИ, которые в эпоху кризисов еще сильнее, чем обычно, тяготеют к «плохим» новостям. В результате создается, в частности, ощущение тотального засилья мошенников и хакеров.

Во время карантина резко – до более чем 200 в неделю – выросло, в частности, число публикаций о фишинге, показывают данные системы «СКАН-Интерфакс». После появления цифровых пропусков злоумышленники стали предлагать через мессенджеры помощь в оформлении разрешений на перемещение по городам. Известны дела, когда подозреваемые якобы от лица фирмы по производству медицинских изделий заключали договора на поставку медицинских масок, однако маски так и не поставляли. После объявления о мерах поддержки семей с детьми в Интернете появились десятки фейковых сайтов госуслуг, разного рода ресурсов, на которых якобы можно было пройти проверку на выдачу пособий.

ЦБ рассказывал о случаях, когда телефонные мошенники обещают жертвам отсрочки по выплате кредитов, разного рода компенсации, возврат денег за авиационные билеты, – и все для того, чтобы выяснить данные банковской карты или пароль из СМС.

Бесспорный факт состоит в том, что криминал быстро и эффективно освоил цифровые платформы. В результате пандемия создала не только огромный риск для здоровья людей, но и повысила риски для безопасности бизнеса и граждан.

 

Новая жизнь однодневок

Мошеннический сегмент российского бизнеса никуда не исчезал, хотя и сильно изменился.

В начале 2000-х мошенники активнее всего занимались обналичкой и обеспечивали уход от налогов. Для этого функционировали сотни тысяч фирм-однодневок.

В последние годы государство жестко взяло эту сферу под контроль. В результате число компаний с признаками «помоек», как показывает Индекс должной осмотрительности системы «СПАРК-Интерфакс», снизилось в 1-м квартале 2020 года до уровня статистической погрешности – ниже 80 тыс. (это 2% от численности юрлиц в России). Эта же цифра, согласно Индексу, составляла 1,5–1,7 млн 10 лет назад, то есть превышала 40% от общего числа компаний.

Зато в последнее время начало расти число мошеннических компаний, которые пытаются заработать, обманывая бизнес (прежде всего средний и малый), банки, граждан.

Признаки, которые могут указывать именно на такой характер деятельности, СПАРК обнаруживает сейчас более чем у 300 тыс. компаний. Причем портрет новых «помоек» значительно сложнее, чем прежде, когда главными отличительными чертами однодневок были массовый адрес и директор, а также отсутствие признаков реальной деятельности.

Среди новых «помоек» – интернет-магазины, которые предлагают Айфоны за полцены (но без гарантии доставки), продают какие-нибудь «стимуляторы мозга» и другие чудодейственные устройства. Товары, естественно, или оказываются подделками, или вовсе не доходят до покупателей. В период карантинных мер в ход пошли разнообразные препараты, якобы защищающие от коронавирусной инфекции.

Возникают клоны крупных компаний, которые пытаются получить авансы, скажем, за минеральные удобрения, а затем исчезают. Московское ООО «ВИП Арбат» вдруг сменило название на "Газпром экспорт" и успело начать переговоры о поставках на условиях аванса сжиженных углеводородных газов и нефтепродуктов – пока не было разоблачено.

Число мошенников, предлагающих разного рода сомнительные медицинские товары, резко увеличилось во время пандемии не только в России. Europol констатировал, что продажи контрафактных медикаментов, средств индивидуальной защиты, медицинских изделий выросли с момента начала пандемии во много раз.

Еще один новый риск – пытка незаконно получить деньги, выделенные государством на помощь бизнесу.

Именно поэтому в мае одним из самых популярных запросов в Darkweb стал поиск фирм с нужным для получения помощи ОКВЭД и статусом МСП.

Для создания компаний-хамелеонов нужны номинальные директора. Таким номиналами чаще всего становятся люди, которые в силу жизненных обстоятельств и низкого уровня финансовой грамотности готовы и на такой заработок. Во времена кризисов число таких людей растет, что расширяет возможности мошенников для поиска подставных лиц с целью создания сомнительных юридических лиц.

Сейчас, когда бизнес огромного числа малых компаний рухнул, растет соблазн перепрофилировать их на мошеннические операции. В этой ситуации становится практически невозможно оперативно и адекватно оценить кредитные риски контрагентов.

 

FATF предупреждает

Рост числа преступлений, будь то мошенничество или киберпреступность, приводит к созданию новых источников доходов для злоумышленников, констатирует Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

Главный мировой «финансовый полицейский» озабочен, в частности, тем, что преступники в результате пандемии найдут новые способы обхода мер по проверке клиентов, начнут использовать для перемещения и отмывания незаконных доходов процедуры банкротства, дистанционные финансовые услуги и виртуальные активы.

Произошло увеличение объема операций с наличными.

Есть примеры обмана инвесторов, когда компании обещают поставлять товары или услуги (например, медицинские маски или препараты), которые должны пользоваться ажиотажным спросом в условиях пандемии COVID-19. В результате акции таких компаний растут в цене – хотя рекламируемых товаров у компании или нет, или спрос на них сильно преувеличен.

При этом, поскольку страны мира сосредоточены сейчас на борьбе c пандемией, это повлияло на способность правительств и частного сектора выполнять все предусмотренные процедуры проверок, собирать данные о подозрительных операциях, признает FATF (полностью документ на русском см. на xco.news).

Действительно, регулятивные послабления, введенные в период коронавируса, коснулись в России, в частности, выполнения требований в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Условия пандемии сказались на корпоративных политиках и процедурах: произошло их упрощение с учетом дистанционной работы и потребности в оперативном принятии решений, когда в условиях кризиса у компаний часто просто нет времени на проведение всех регламентных проверок.

Возникает и человеческий фактор: из-за снижения зарплат у кое-кого из сотрудников, отвечающих за закупки, может появиться соблазн отдать заказ своим, чтобы получить откат.

 

Что делать?

Мошенники в ходе коронавирусного кризиса заметно изменились, в кратчайшие сроки завершив цифровую трансформацию.

Поспевают ли за ними службы безопасности, внутреннего контроля и комплаенс?

Нынешний кризис показал не только важность и востребованность цифровых сервисов для бизнеса, но и необходимость интеграции этих платформ в существующие корпоративные процессы, в том числе в процедуры проверки контрагентов. Между тем, как показывает наша практика работы, службы безопасности в большинстве компаний не являются лидерами в освоении новых технологий, и теперь им придется догонять.

Подспорьем тут могли бы стать, в частности, диалоговые окна со скоринговой системой, когда у поставщика появляется возможность загрузить подтвержденные электронной подписью данные о себе и своей компании. Лингвистические технологии скоринговой системы позволят затем естественным языком прокомментировать факторы риска. Аналитики предсказывают также качественные сдвиги в использовании систем распределенного реестра.

Механизмы внутреннего корпоративного контроля должны в целом становится умнее, потребуется непрерывный мониторинг изменений конъюнктуры.

Показательны рекомендации, которые дает – хотя и для сферы финансовой преступности – в этой связи FATF.

В частности, организация указывает на необходимость активного использования риск-ориентированного подхода (что позволяет более эффективно распределять ресурсы при проверке клиентов). Другие предлагаемые меры – более эффективное взаимодействие государств с частным сектором, а также мониторинг новых рисков, в том числе с учетом расширения использования цифровых каналов.

Хотя все государства дали регулятивные послабления бизнесу, это явно ненадолго. Кроме того, эти послабления никак не коснулись сферы санкций.

В 2020 году сохраняется бешеный темп санкционных обновлений. США в начале этого года обновляли санкционные списки чаще, чем год назад, свидетельствуют данные сервиса X-Compliance (проект Группы «Интерфакс»). При этом Вашингтон грозит сейчас карами Китаю, который, якобы скрывал от мирового сообщества информацию о коронавирусе. В условиях предвыборного года США будут демонстрировать жесткость и по отношению к России. Таким образом, санкционные риски не снижаются.

Картина реального состояния бизнеса, который пережил двойной шок от карантинных мер и рухнувших цен на нефть, еще долго будет оставаться мутной и неоднозначной.

Оперативная финансовая информация запаздывает. Мораторий на процедуры банкротства не позволит видеть бизнесы, которые фактически неплатежеспособны.

Сигналы о компаниях-неплательщиках благодаря Индексам платежной дисциплины, которые рассчитывает на основании собственных данных система «СПАРК-Интерфакс», начали поступать с мая. Это самый оперативный индикатор положения дел у компаний, но он покрывает не все юридические лица.

Дополнительная проблема связана с тем, что вырос риск нарушения цепочек поставок. Экспорт-импорт затруднен. Выросли финансовые риски, снизилась доступность кредитования.

Таким образом, будет возникать необходимость поиска новых контрагентов, а возможности для их независимой оценки сейчас ограничены.

Если говориться в глобальной ситуации, то государства вынуждены будут сосредоточиться в ближайшие пару лет на решении прежде всего внутренних проблем. Крупные западные компании задумались о создании более надежных цепочек поставок и о большем само обеспечении. Все это может негативно повлиять на внешние экономические связи в мире.

В целом кризис, вызванный пандемией, показал уязвимость современной экономики.

Компании в будущем будут больше задумываться о надежности своих поставщиков, о вопросах безопасности, защите персонала, об устойчивости и уровне цифровизации своего бизнеса.

По следам кризиса государства наверняка предложат создать новые международные механизмы, чтобы лучше бороться с цифровой преступностью, а также в целом повысить устойчивость мировой экономики к новым сложно предсказуемым нефинансовым шокам.

 

Источник: журнал "Директор по безопасности"