Обновите браузер
Чтобы сайт работал корректно, обновите ваш браузер Unknown
IN ENGLISH
Название компании, адрес, телефон, сайт, домен, ФИО руководителя, совладельца, доверительного управляющего, ИНН, ОГРН, ОКПО, БИК

Москва. 15 мая. INTERFAX.RU

Начавшееся снижение доходов бизнеса и ожидания дальнейшего ухудшения конъюнктуры уже в конце первого квартала, опережая влияние жестких карантинных мер, начали негативно влиять на платежную дисциплину в российской экономике, свидетельствуют данные системы "СПАРК-Интерфакс".

Доля "плохих плательщиков", допускающих среднюю просрочку более 90 дней, выросла по итогам января-марта до 4,6% против 3,4% годом ранее. В кризисных условиях 2015 года эта доля достигала рекордно высоких 9,1%.

По этому показателю наиболее заметное ухудшение произошло в сегменте малого бизнеса: доля компаний, допускающих среднюю просрочку более 90 дней, выросла на 1,6 процентного пункта до 5,3%.

Малый и средний бизнес оказался совершенно не готов к тотальному "локдауну", что наверняка приведет, в частности, к росту числа банкротств - наряду с неплатежами, сказал "Интерфаксу" коммерческий директор Coface Россия Алексей Фомичев. Далеко не все субъекты малого и среднего бизнеса смогут в принципе возобновить свою деятельность в ближайшее время, считает он.

По итогам первого квартала на 0,7 процентного пункта - до 75,2% - выросла доля компаний, в среднем рассчитывающихся без просрочки. По мнению экспертов, это, в том числе, могло быть следствием изменения кредитной политики поставщиков, которые начали переводить часть клиентов с отсрочки платежа на иные условия работы. Доля компаний, допускающих среднюю просрочку до 90 дней, снизилась по итогам квартала на 2 процентных пункта, до 20,1%, показывают данные о реальных платежах в российской экономике, которые собирает СПАРК.

Эксперты ожидают дальнейшего ухудшения ситуации. "С конца марта текущего года мы зафиксировали существенный рост неплатежей. По сравнению с апрелем 2019 года число неплатежей, заявленных нам застрахованными у нас поставщиками, выросло больше чем в два раза. Если же сравнивать показатели апреля с данными за аналогичный период 2018 года, ситуация выглядит еще более мрачной: число неплатежей выросло больше чем в пять раз, их общая сумма - в 7,5 раз", - отметил директор департамента урегулирования убытков и взыскания задолженности Coface Россия Дмитрий Котов.

Сильнее всего, по его словам, пострадал непродовольственный ритейл - в частности, продавцы и дистрибьюторы косметики, бытовой химии, хозяйственных товаров и других товаров народного потребления. В таких секторах как бытовая электроника, информационная безопасность и косметика бизнес болезненно переживает дефицит ликвидности и обращается к своим поставщикам за все более длительными отсрочками по оплате поставленной продукции.

По данным системы СПАРК, в розничной торговле за первый квартал доля рассчитывающихся в срок снизилась на 0,4 процентного пункта до 72,7%, а доля допускающих просрочку более 90 дней - выросла на 2,1 процентного пункта до 5,7%.

В строительном секторе доля рассчитывающихся в срок, вопреки общей тенденции, также снизилась на 3,5 процентного пункта до 66,4%. Доля допускающих просрочку более 90 дней - выросла на 3,5 процентного пункта до 9,8%.

В общепите, который первым пострадал от карантинных мер, доля рассчитывающихся в срок снизилась на 3,5 процентного пункта до 69,9%, а доля допускающих просрочку более 90 дней - выросла на 0,8 процентного пункта до 5,3%.

В то же время в энергетике ситуация в первом квартале была стабильной. "Несмотря на негативный фон, задолженность потребителей за электроэнергию перед гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми компаниями несколько снизилась, а процент расчётов увеличился на 0,7 процентных пункта до 95,6% по сравнению с первым кварталом прошлого года. За услуги по передаче электроэнергии процент расчетов увеличился на 0,6 процентного пункта до 98,3%, за компенсацию потерь в электросетях - на 4,7 процентного пункта до 98,7%. Общая сумма задолженности потребителей за электроэнергию увеличилась в первом квартале на 35,6 млрд руб., тогда как за аналогичный период прошлого года рост составил 43,8 млрд руб.", - сообщил "Интерфаксу" председатель правления ассоциации "Надежный партнер" Андрей Романчук.

Уровень просрочки по корпоративным кредитам оставался в первом квартале на докризисных уровнях, и банки, в отличие от бизнеса, еще не столкнулись с ухудшением платежной дисциплины заемщиков.

Данные крупнейшего на рынке Объединенного кредитного бюро не показывают увеличения просрочек по корпоративным кредитам по итогам первого квартала 2020 года. "Потери при кредитовании компаний малого и среднего бизнеса, как и предыдущие периоды, составляют менее 2%, - на основании винтажного анализа (по "поколениям" выдач - ИФ) и по классическому определению дефолта как просрочки 90 и более дней в течение года после выдачи займа", - сказал "Интерфаксу" директор направления аналитических сервисов для МСБ Объединенного кредитного бюро Роман Божьев.

"В то же время в начале года перестала расти доля компаний, имеющих кредиты. По состоянию на начало апреля, даже самый короткий показатель просрочки 1+3MoB (один и более дней в просрочке через три месяца после выдачи займа - ИФ) еще не указывал на изменение сложившегося на рынке тренда. К этому моменту "вызрели" только поколения выдач конца 2019 года, когда экономика России находилась в стабильном состоянии. Влияние коронавирусного кризиса на показатели просрочки мы увидим в июле-августе 2020. Очень вероятно, что рынок ждет сокращение объема выдач и доли кредитующихся компаний в сегменте МСБ", - отметил он.