Обновите браузер
Чтобы сайт работал корректно, обновите ваш браузер Unknown
IN ENGLISH
Название компании, адрес, телефон, сайт, домен, ФИО руководителя, совладельца, доверительного управляющего, ИНН, ОГРН, ОКПО, БИК

Платежи за электроэнергию, тепло и воду, как и ожидалось, резко сократились в начале карантина, однако уже в мае ситуация стала улучшаться, оценили аналитики «СПАРК-Интерфакс». Однако общие показатели все еще далеки от прошлогодних уровней, предупреждают участники рынка, что грозит энергетикам кассовыми разрывами к концу года.

Платежи потребителей (юридические лица и индивидуальные предприниматели) за коммунальные услуги стали снижаться еще до введения карантина. В январе—марте средняя просрочка (в днях) за тепло и воду выросла в 1,2 раза год к году, а за электроэнергию — в 1,5 раза, согласно данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс» (анализ на основе данных гарантирующих поставщиков в 24 регионах, предприятий теплоснабжения в 36 регионах, а также водоканалов в 14 регионах).

Наиболее глубокий провал платежей ожидаемо произошел после введения ограничительных мер из-за коронавируса.

Например, доля оплат за тепло- и водоснабжение с задержкой свыше 91 дня составила 52,4%, что почти в пять раз выше показателя за аналогичный период прошлого года. Доля оплат без просрочек составила в апреле 34,4% против 45,8% год назад. Доля оплат за электроэнергию с задержкой свыше 91 дня составила 7,3% против 2,5% в апреле прошлого года.

В мае ситуация стала несколько улучшаться, замечают аналитики «СПАРК-Интерфакс». Доля своевременной оплаты за воду и тепло выросла до 47,6% против 60,9% в мае прошлого года, а доля просроченных платежей свыше 91 дня сократилась до 25,4% против 9,7% в мае прошлого года. Показатели расчетов за электроэнергию все еще хуже данных за май прошлого года, но уже близки к уровню апреля 2019 года. Так, доля своевременных оплат составила 47,6%, а доля оплат с просрочкой более 91 дня — 2,5%.

Компания «Т Плюс» (доля на рынке теплоснабжения РФ около 8%) в апреле недополучила 20% платежей за теплоснабжение. В мае падение собираемости уже составило 4,5% по теплу и электроэнергии, но в денежном выражении это свыше 1 млрд руб. выручки, сообщили “Ъ” в компании. «Восстанавливаются платежи со стороны населения на прямых договорах — люди освоили онлайн-форматы. Но этот рост сводится на нет низкой дисциплиной со стороны УК, ТСЖ, ЖСК, некоторые из них действительно в тяжелом положении, но многие сейчас просто спекулируют на кризисе», — говорят в «Т Плюсе».

По данным Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, уровень расчетов за электроэнергию по всем потребителям в апреле сократился на 7,5% к соответствующему месяцу прошлого года, в мае — на 7,2%, а в июне — на 4%.

Однако с учетом фактора снижения начислений глубина падения составляет 9–11%, при сохранении этой ситуации к концу года кассовые разрывы гарантирующих поставщиков достигнут 500 млрд руб., отмечают в ассоциации.

Денис Красновский из АКРА считает, что снижение уровня неплатежей за электроэнергию в мае обусловлено в том числе продолжающимся падением потребления. Однако дальнейшего роста расчетов ждать не стоит, полагает он, указывая на снижение показателя в июне. Сейчас самым злостным неплательщиком остается население, что обусловлено падением доходов, при этом доля населения в платежах составляет около 13%, бюджетных организаций — примерно 7%, остальное приходится на коммерческих потребителей.

 

Источник: Коммерсантъ