Обновите браузер
Чтобы сайт работал корректно, обновите ваш браузер Unknown
IN ENGLISH
CfDJ8PTiFORzwZlPn-vby_QZNKPRaXnaMe_xBUjJSIjz_jA3Qk_urAB8oISZAbSuA8vs_w9fgtpvxVuiXaDgzKo6zYgOxou4rtj_SYLODvZLzYpLs0jw1TgZM14O29EmggJIQDwn9pcJgrseI-ZpCPEyKeQ
Название компании, адрес, телефон, сайт, домен, ФИО руководителя, совладельца, доверительного управляющего, ИНН, ОГРН, ОКПО, БИК
Описание поисковой системы
энциклопедия поиска

АЛЕКСЕЙ МОРСИН, руководитель проекта «СПАРК-Мониторинг платежей»

 

Обещанного три года ждут? Пока до этого далеко, однако многие компании, стараясь сохранить клиентов, теперь готовы дольше ждать, когда их клиенты оплатят дебиторскую задолженность. Конец их терпению (и обращение в суд) обычно наступает через 3–5 месяцев, показывает статистика бюро платежных историй «СПАРК-Мониторинг платежей».
 

Денег нет! Но вы держитесь...

Несколько лет назад из примерно 52% опрошенных «Интерфаксом» поставщиков 12% были готовы ждать от контрагентов оплату дольше двух месяцев после истечения срока, около 20% согласились подождать до двух месяцев, 16% – от двух недель до месяца, а 4% считали допустимой просрочку только до 15 дней. 

Однако кризис, похоже, научил поставщиков большей выдержке. Это можно увидеть, сопоставив статистику арбитражей и динамику ухудшения платежной дисциплины. 

Статистика показывает, что в последние пару лет уровень расчетов клиентов с поставщиками, улучшившись после кризиса до определенного уровня, затем стал фактически топтаться на месте. 

Данные «СПАРК-Мониторинг платежей» за 3-й квартал 2018 г. вновь подтвердили эту тенденцию. Доля компаний, своевременно рассчитывающихся со своими поставщиками, составила 64,5%, увеличившись лишь на 1,7 процентного пункта по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. На 3,2 процентного пункта, до 12,8%, снизилась доля компаний с просрочкой оплаты более 60 дней. Доля компаний с просрочкой оплаты до 60 дней увеличилась на 1,5 процентного пункта – до 22,7%. 

Ресурсов для дальнейшего повышения уровня расчетов у бизнеса пока нет, несмотря на робкое оживление в экономике.
В этой ситуации компании стараются гибко подходить к «неидеальной» платежной дисциплине своих клиентов. 

Примером может служить платежная история компании «Юлмарт», одного из крупнейших онлайн-ритейлеров в России. 
26 июня 2018 г. на портале ЕФРСБ (fedresurs.ru) было опубликовано сообщение о введении процедуры наблюдения в отношении компании. Как видно из графика в системе СПАРК (скриншот 1), сигналы о нарастании рисков неплатежей поступали задолго до этого события: динамика Индекса платежной дисциплины и изменение его цвета указывают на планомерное с августа 2017 г. снижение уровня расчетов с поставщиками – участниками программы и удлинение среднего срока просрочки. 

А вот анализ количества арбитражных дел показывает их всплеск лишь в марте–апреле 2018 г. – до 42 и 35 дел соответственно, в то время как в период с сентября по февраль число дел составляло от 7 до 19.

 


Значения в поле «Счетов» показывают, какое количество документов было размещено поставщиками – участниками программы «СПАРК-Мониторинг платежей» для анализа. Положительное изменение в отдельных периодах указывает на появление новых счетов-фактур и реализаций.

Проведенный нами анализ нескольких десятков случаев, подобных истории с «Юлмартом», показывает: средний временной срок от момента начала регулярной просрочки оплаты до момента всплеска (внезапный рост на 50% и более) числа исков от поставщиков о взыскании задолженности составляет сейчас 3–5 месяцев. 

 

Должники диктуют условия

В чем секрет «терпимости» поставщиков к задержкам в оплате? Эксперты «СПАРК-Мониторинг платежей» видят в этом несколько причин.

Первая связана со снижением спроса на продукцию. В 2018 г. это одна из пяти главных проблем, которые волновали бизнес. При этом, по данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), еще в начале 2018 г. снижение спроса на продукцию находилось на 5-м месте в числе факторов, негативно влияющих на деятельность компании, а в октябре оно уже поднялось до 2-го. 

Вторая причина заключается в том, что бизнес не считает арбитражные разбирательства эффективным способом быстрого взыскания задолженности. Решение поставщика судиться со своим клиентом – обычно крайняя мера, на которую идут неохотно и в последнюю очередь, когда исчерпаны иные возможности мирного возврата долга. Можно говорить о том, что арбитраж – это последний шаг, на который решается поставщик, и, по сути, он означает полный разрыв дальнейших отношений с этим клиентом. 

В-третьих, для многих компаний немалую роль играют хорошие отношения с контрагентом. «Мы с этим клиентом уже столько лет работаем, он нас обязательно предупредил бы о проблемах, если что», – примерно такую фразу (в различных вариациях) специалистам «СПАРК-Мониторинг платежей» регулярно приходится слышать от представителей компаний-поставщиков. 

Усыпленная длительным периодом сотрудничества бдительность поставщика, умноженная на непрозрачность бизнеса клиента (в том числе вследствие нехватки источников информации о нем), порождает у него иллюзию, что все будет хорошо, а возникшие неплатежи – явление временное, и клиент потом обязательно с ним рассчитается. 

Отдельно следует сказать о том, что контрагенты вовсю пользуются хорошим отношением со стороны поставщиков и считают допустимым кому-то из них платить в срок, а кому-то – задерживать оплату под различными, часто надуманными, предлогами. 

Например, у поставщика нет практики напоминать клиентам о наступлении срока оплаты. Или поставщиков несколько, а доля одного из них в бизнесе клиента невелика. «Зачем таким поставщикам платить вовремя?» – подумает про себя клиент и будет выстраивать соответствующую платежную политику. Поставщики могут догадываться о существовании такой «приоритизации платежей», но реальных инструментов для влияния на ситуацию у них нет. 

«СПАРК-Мониторинг платежей» не только показывает «приоритизацию», но и фиксирует ее масштаб в цифрах. Вот выдержка из «платежной истории» одного из крупных ритейлеров, которая наглядно иллюстрирует дифференцированный подход к оплатам – достаточно посмотреть на столбец «Оплачено в срок» в таблице. 

Определив с помощью этих данных свое возможное место в «рейтинге» получателей оплаты, поставщик поймет, есть ли потенциал для сокращения несвоевременных оплат и насколько он существенный, а также получит нужную информацию для дальнейших переговоров с клиентом.  

 

 

С каждым годом к программе обмена данными о платежной дисциплине присоединяется все больше новых компаний-поставщиков из различных отраслей. Это обогащает существующие «платежные истории» и помогает создавать новые, укрепляет доверие между участниками рынка. Благодаря этому СПАРК, в котором вся эта информация собирается, может стать эффективным инструментом для анализа и мониторинга клиентского портфеля, управления дебиторской задолженностью.

«СПАРК-Мониторинг платежей» создает для клиентов дополнительные стимулы платить в срок, ведь благодаря системе СПАРК информация о финансовой дисциплинированности компаний попадает непосредственно к лицам, принимающим решения о заключении договоров, выдаче кредитов, предоставлении отсрочки платежа, определении условий работы с клиентами. Систематическая задержка оплат другим контрагентам – повод усомниться в кредитоспособности компании.

Ряд российских участников программы «СПАРК-Мониторинг платежей» специально и целенаправленно информируют своих клиентов о том, что факты просрочки станут известны многим участникам рынка, а своевременная оплата, напротив, позволит им укрепить деловую репутацию. В частности, для этого можно воспользоваться специально разработанным стикером, который размещается на счетах-фактурах, в предупредительных письмах, содержащих требование произвести платеж. Опыт показывает, что это очень действенная психологическая мера!

 

 

БЮРО ПЛАТЕЖНЫХ ИСТОРИЙ «СПАРК-МОНИТОРИНГ ПЛАТЕЖЕЙ»

  • Ежемесячное обновление информации
  • >50 отраслей, в которых работают поставщики – участники программы
  • >550 тысяч юрлиц и ИП с информацией об их платежной дисциплине