Обновите браузер
Чтобы сайт работал корректно, обновите ваш браузер Unknown
IN ENGLISH
CfDJ8PTiFORzwZlPn-vby_QZNKPzeaglXVYD8z-Ed8dlNffAXzG6sUeIHvNB9_t_dZ2c7M5rd3N9UdmcJD9gVojfvFPOZ9yArM33Cf7J8m2YkcYVnQ_yzQve3EqQXCrRx8d69f5W1gbefbKIHEeT1Re_hdE
Название компании, адрес, телефон, сайт, домен, ФИО руководителя, совладельца, доверительного управляющего, ИНН, ОГРН, ОКПО, БИК
Описание поисковой системы
энциклопедия поиска

По состоянию на 21 ноября 2016 года задолженность на оптовом рынке электроэнергии и мощности достигла отметки в 60,7 млрд рублей (задолженность по ценовым зонам составила 59,25 млрд рублей, по неценовым зонам — 1,45 млрд), превысив уровень исторического максимума, зафиксированного в марте 2013 года.

Андрей РОМАНЧУК, председатель Правления Ассоциации «Надёжный партнёр»

Возвращение к историческим максимумам задолженности на оптовом рынке произошло, главным образом, за счёт неплатежей гарантирующих поставщиков Северного Кавказа. С начала года задолженность на ОРЭМ выросла на 5,5 млрд руб., прирост задолженности гарантирующих поставщиков СКФО составил за этот период 5,3 млрд При этом уровень расчётов на оптовом рынке без учёта Северного Кавказа близок к 100 %.

Задолженность на розничном рынке с начала года увеличилась на 32,3 млрд руб. и составила 212,6 млрд по состоянию на начало октября 2016 года. При этом темпы прироста задолженности на РРЭ в 2016 году были ниже, чем в 2015 году — 17,9 % против 20,1 % соответственно. Лидируют по приросту задолженности на розничном рынке регионы СКФО, наибольшие темпы зафиксированы в Ингушетии, Чечне и Дагестане. В этих регионах уровень оплаты электроэнергии не доходит до планки в 80 %.

Основными должниками на РЭЭ по-прежнему остаются предприятия ЖКХ, бюджетные потребители и население, на них приходится больше половины прироста задолженности.

В настоящее время финансовые гарантии в неценовых зонах ОРЭМ применяются только на объём перетока с первой ценовой зоной и гарантируют исполнение обязательств по договорам РСВ и БР перед поставщиками первой ценовой зоны, что составляет не более 11 % от объёма обязательств (для Республики Коми и Архангельской области). В неценовых зонах Дальнего Востока и Калининградской области финансовые гарантии не применяются. Механизм предоставления финансовых гарантий в неценовых зонах может заработать в период март-апрель 2017 года, такое решение принято на очередном заседании Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет Рынка» в ноябре 2016 года.

По состоянию на 28 ноября 2016 года, задолженность только ПАО «Архэнергосбыт» перед ОАО «ТГК-2» составила 670 млн руб. Введение на территории неценовых зон оптового рынка механизма предоставления финансовых гарантий по аналогии с ценовой зоной ОРЭМ, является единственным разумным методом гарантирования оплаты со стороны гарантирующего поставщика электроэнергии.

По данным Минстроя России совокупный объём долгов регионов России за услуги жилищно-коммунального хозяйства составил на сегодняшний день 1 трлн 86 млн руб. Вовремя оплачивают счета за услуги ЖКХ только примерно 60—65 % населения, остальные — через месяц, два, три. Долги управляющих компаний перед поставщиками энергоресурсов приблизились к 270 млрд рублей.

Вопрос лишения лицензии управляющих компаний, допускающих рост дебиторской задолженности за поставленные энергоресурсы, остаётся в актуальной повестке дня.

Законопроект о прямых расчётах граждан с ресурсоснабжающими организациями может быть рассмотрен Госдумой РФ в осеннюю сессию. Точкой преткновения в рассмотрении проекта закона о прямых расчётах стал вопрос регионов (в том числе и Москвы), в которых системы ЕРЦ работают эффективно и переход на прямые расчёты не требуется. Реальным преодолением развилки может быть решение, предложенное в рассмотрении законопроекта, предусматривающего переход на тарифообразование по методу альтернативной котельной, а именно решение руководства региона о применении той или иной модели расчётов. Такое решение, безусловно, потребует введения постоянного мониторинга за расчётами в субъектах Российской Федерации с федерального уровня и включение уровня расчётов за энергоресурсы в критерии оценки эффективности деятельности руководителей регионов страны. Мы прекрасно знаем, что даже в текущей нормативной конструкции, по многим регионам присутствует высокий уровень расчётов на розничном рынке. В качестве примера можно привести Приморский край, Удмуртию, Мурманскую, Вологодскую, Костромскую, Тамбовскую, Кемеровскую области, Еврейскую автономную область.

Сейчас наиболее действенной мерой воздействия на неблагонадёжного контрагента по прежнему остаётся введение режима ограничения или отключения от энергоснабжения. Именно поэтому отраслевое сообщество надеется на скорое принятие нормативных правовых актов в рамках реализации 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», предусматривающих возможность ограничения энергоснабжения «неотключаемых» потребителей, а также определение ответственности за нарушение режима ограничения и упрощение и сокращение сроков процедур ограничения и прекращения энергоснабжения потребителей, нарушающих платёжную дисциплину.

Стоит отметить, что внедрение расчётов через единые расчётно-кассовые центры (ЕРКЦ) само по себе не может рассматриваться альтернативой прямым расчётам. Присутствует необходимость закрепления чётких критериев соответствия требованиям, предъявляемым к организациям, выполняющим данный вид деятельности. Я бы сказал, что только организации, напрямую заинтересованные в увеличении собираемости и повышении эффективности системы начисления и сбора денежных средств, могут выступать учредителями и организаторами деятельности ЕРКЦ. На территории региона этим критериям отвечают только гарантирующий поставщик электроэнергии и единая теплоснабжающая организация. В случае, когда функцию ЕРКЦ пытаются передать независимой организации, высока вероятность увеличения расходов на данную функцию, даже по сравнению с расходами на содержание собственных абонентских служб. Подобные инициативы сейчас рассматриваются на уровне многих регионов, в связи с чем усматривается явная необходимо утверждения требований к ЕРКЦ в федеральной нормативной базе.

Пока законодатели и регулятор отрасли ведут дискуссию и готовят нормативные и законодательные акты по укреплению платёжной дисциплины потребителей энергоресурсов, энергетики находят новые способы работы с должниками, однако далеко не все энергокомпании применяют полный спектр разрешённых законом средств и мер воздействия на неблагонадёжного потребителя.

Так, пени за несвоевременную оплату начисляются только через месяц просрочки, что позволяет собственникам затянуть процесс оплаты. Конечно, большинство граждан исполняют свои платёжные обязательства, однако не всегда в срок. В этом случае угроза передачи данных в бюро кредитных историй служит дополнительным фактором своевременного исполнения обязательств. К сожалению, пока данные о наличии просроченной дебиторской задолженности физического лица могут быть переданы в бюро кредитных историй только в случае наличия вступившего в силу решения суда. Проект «Надёжный партнёр» выступил инициатором обсуждения внесения изменений в Закон «О кредитных историях», допускающих передачу в бюро кредитных историй не только данных о лицах, в отношении которых есть вступившее в силу решение суда, но и всех потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе исполняющих свои обязательства в срок. Заметим, что таких большинство, а значит платёжная история граждан, вовремя оплачивающих коммунальные счета, будет улучшаться, а кредитные организации получат дополнительный инструмент для оценки потенциальных заёмщиков.

Конечно, это изменение может негативным образом повлиять на кредитную историю «забывчивых» граждан, оплачивающих счета с задержкой на месяц и более, однако не перешагивающих грань уклонения от исполнения обязательств. Возникнет дополнительный стимул рассчитываться в установленные законом сроки, а граждане, ранее допустившие незначительное нарушение платёжной дисциплины в отношении расчётов по кредитам, смогут, просто вовремя расплачиваясь с энергетиками, поправить свою кредитную историю.

Другим способом работы с потребителями энергетических ресурсов являются часто публикуемые на сайтах энергокомпаний «белые» и «чёрные» списки потребителей энергоресурсов. К сожалению, данные публикации имеют малую эффективность в связи с тем что не находят своего потребителя и данных о платёжной дисциплине конкретной организации. Заинтересованными организациями в данном случае выступают банки, страховые компании, контрагенты организации, сведения о которой обличены.

Многие энергокомпании уже присоединились к проекту «Мониторинг платежей», который позволяет донести сведения о платёжной дисциплине потребителя до целевой аудитории в рамках системы СПАРК. Существует несколько аспектов, в которых реализация системы мониторинга будет интересна для предприятий электроэнергетики. Во-первых, конечно, это вопрос выставления приоритетов в оплатах и сокращения срока расчётов. Контрагент будет скорее платить организации, участвующей в обмене данными, чем тем, кто замыкает сведения внутри.

Важно отметить, что система будет работать только при активном информационном взаимодействии с потребителями. Крайне важно отработать систему размещения информации о передаче данных в центрах обслуживания клиентов, на платёжных документах, на корпоративных сайтах и в публикациях в региональных СМИ.

«Оцифровывание» платёжной дисциплины различных участников рынка и систематизация этих данных позволят увидеть «слабые звенья» в цепочке платежей в ТЭК. Можно проводить факторный анализ, оценивать влияние тех или иных мероприятий или событий на изменение уровня платёжной дисциплины.

Ценность «Мониторинга платежей» в его независимости. Система оценивает не потенциалы и мнения, а конкретные факты, раскрывает широкие возможности для анализа состояния контрагента с целью принятия решений о дальнейших действиях по взысканию задолженности, потенциалу дефолта или банкротства.

С точки зрения компаний, оказывающих услуги и поставляющих товары для энергетики, на мой взгляд, риски несвоевременных расчётов заказчика тоже крайне важныпри определении стоимости товара или услуги, да и самой целесообразности участия в торгах. Проект «Надёжный партнёр» предлагает всем энергетикам включить требование к отсутствию у потенциального исполнителя задолженности по энергоресурсам в конкурсную документацию. Такой фактор станет дополнительным стимулом к своевременным расчётам, а данные о наличии задолженности можно подчерпнуть из «СПАРК - Мониторинг платежей». 223-ФЗ, регулирующий процедуры проведения конкурсов и торгов у предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности, позволяет включение данного требования.

В настоящее время на площадке международной информационной группы «Интерфакс» ведётся подготовка Федерального рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню дебиторской задолженности за энергетические ресурсы. Методика рейтинга обсуждается с ведущими отраслевыми объединениями: Ассоциацией «Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний», Ассоциацией «Совет производителей энергии», «Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения». Выход первого рейтинга запланирован на второй квартал 2017 года.

Независимый анализ и верификация данных о платёжной дисциплине потребителей энергоресурсов в субъектах страны может стать инструментом мониторинга эффективности принимаемых законодательных мер, направленных на сокращение уровня дебиторской задолженности и определения уровня дебиторской нагрузки на предприятия ТЭК и факторного анализа ситуации в конкретном регионе, муниципальном образовании или предприятии.

Дорогие друзья, мы постараемся оперативно информировать Вас о развитии наших инициатив и изменениях в нормативной и законодательной базе!